Карлаг: просто помолчи, смотри и помни...

Проходят люди здесь, их главы преклонены, в глазах не слезы, нет, росинки в них, упавшие с листа...

Поверь, так было на земле твоей, в твоей стране так было это. Пожалуйста, запомни это. Цветы, листва, таблички, людские имена написаны на них, и даты - года  1931... 1937...1938...1953...

Согласно Указу Президента РК от 5 апреля 1997 года № 3443, ежегодно 31 мая в Казахстане отмечают День памяти жертв политических репрессий. Это день памяти невинно погибших в эпоху сталинского режима (голод и массовые репрессии, гонения и насильственная депортация безвинных людей). 20 век стал для нашей страны временем тяжелых испытаний. Войны, революции и террор унесли жизни десятков миллионов людей.

Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними "каторжные норы"
И смертельная тоска.
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат -
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.

А. Ахматова (из поэмы «Реквием»)

Само пространство вокруг Караганды есть Память. В 1931 году в казахской степи был организован совхоз "Гигант" площадью 17 тысяч гектаров. Под этим названием появилось учреждение, которое с 1931 по 1959 годы навсегда исковеркало судьбы 1,5 миллионов политзаключенных, интернированных и военнопленных. Имя этого кровавого чудовища - Карлаг НКВД.

Нет, не всегда цвели луга Сарыарки –

Здесь кровь текла по руслу гибельной реки.

…И только тень Карлага тут!

Измерена земля кровавым шагом

Твоих страдальцев.

Казахи, немцы, русские, румыны, венгры, поляки, белорусы, евреи, чеченцы, ингуши, французы, грузины, итальянцы, киргизы, украинцы, японцы, финны, литовцы, латыши, эстонцы – адские жернова  НКВД перемалывали всех, не разбирая национальностей. Среди них – А. Чижевский, В. Пустовойт, М. Капнист, Сакен Сейфуллин, Д. Выгодский, Бродский, Н. Заболоцкий и многие другие.

Какие судьбы век сгубил,

Пытал,

Уродовал,

Ломал.

И после, отпустив на волю,

По следу шел. Как зверя, гнал.

Травил, как зайца в чистом поле.

Когда я слышу от молодых людей, "а кто такой Лев Гумилев?", у меня в душе возникает негативная буря чувств, да как можно оставаться такими невеждами и не знать истории.

Так кто же он – Лев Николаевич Гумилев? Сын известных поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилева. Его именем сегодня назван Евразийский университет в столице Казахстана - Астане.

7 ноября 1949 года он арестован, без всякой мотивировки, осужден Особым совещанием на 10 лет и сослан в лагерь "Особого назначения" в Чурбай Нура около Караганды, откуда переведен в другой лагерь у Междуреченска под Омском, в Саянах, где в 1956 году был реабилитирован по причине "отсутствия события преступления".

В сталинские времена, когда был популярен тезис о том, что "сын не отвечает за отца", Л. Н. Гумилев сперва сидел за отца, вторично - за мать. Помните боль А. А. Ахматовой, которая писала:

Муж в могиле,

Сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне.

В 1956 году Л. Н. вернулся в Ленинград. Директор Эрмитажа М. И. Артамонов помог ему с работой, взял библиотекарем. Здесь он завершил докторскую диссертацию "Древние тюрки" и защитил ее. О Карлаге у Льва Николаевича остались самые тягостные впечатления. Он трудился в посёлке Шерубай- Нура (ныне город Абай) на разработке богатого угольного месторождения, разных стройках Караганды, был истопником, топографом, расчищал снег, таскал брёвна. А вернувшись после работы в барак, много читал, проводил лекции по истории, писал на бумажных мешках из-под цемента. Вёл себя Лев Николаевич на стройках города Абая мужественно, всегда выполнял норму по кладке кирпича. Он охотно дружил с казахами, евреями, татарами, узбеками, поддерживал их, а они его. Многие люди, попадая в тюрьму, в лагеря, ломались. Гумилёва же трудности как будто закаляли. Несмотря на все ужасы ГУЛАГа, унижения, оскорбления, он остался верен своим принципам. Анна Ахматова ни на минуту не забывала о сыне, как могла, помогала ему, поддерживала его.

Самый лучший памятник, пожалуй, Лев Николаевич воздвиг себе сам - бескорыстным служением Отечеству, своими жизненными принципами, отразив их в одном из стихотворений:

...Но всех прядёт судьбы веретено

В один узор; и разговор столетий

Звучит как сердце, в сердце у меня.

 Так я двусердный, я не встречу смерти

Живя в чужих словах чужого дня.

Все победы и свершения, все исторические стройки, шахты, дороги, заводы, о которых с гордостью рапортовали со всех трибун в советское время, были построены их кровью и потом. Их жизнями. Переломанными судьбами. Трагедиями целых народов и каждого отдельного человека.

Мы не имеем права забывать об этом...

Т.Воропаева, руководитель сектора оцифровки и реставрации документов