Название этой книги – «100 шедевров искусства Казахстана» (Алматы, 2013) – позволяет предположить, что перед читателем справочник, издание, рассчитанное на быстрый поиск и короткий ответ на возникший вопрос. Но откройте, перелистайте несколько страниц наугад, и вам захочется войти в галерею с прекрасным гидом, который словно настроен именно на ваше восприятие мира и искусства, этот мир отобразившего.
Картины, отобранные для «вашей галереи» в различных музеях и частных собраниях – богатейший художественный фонд, национальное достояние страны. Они повествуют о главном герое – человеке. Они многоплановы и эмоциональны, написаны в разных жанрах и техниках и всегда – в узнаваемой авторской манере. Так, если вы хоть раз видели работы Абылхана Кастеева, или Евгения Сидоркина, Гульфайрус Исмаиловой или Айши Галымбаевой, Урала Тансыкбаева или Макума Кисамединова и т.д., вы с радостным удивлением увидите некоторые полюбившиеся картины и замечательные аннотации к этим произведениям.
Художники разных поколений признавались в любви к родине, создавая пейзажи (родной земли). Натюрморты и сцены из жизни, портреты людей именитых и совсем неизвестных, а также автопортреты мастеров – все работы, вместе взятые, представляют собой богатейшую художественную ткань жизни народа с его непростой историей, уникальной судьбой и сильным, стойким характером. И авторы этой книги постарались: сочетание монографического и исторического подходов к подбору имен и аннотированию картин не утяжелило замысел, а сделало рассказ о творчестве мастеров только более цельным.
Можно сказать, что искусство в своем интересе к истокам, исконному, народному, совершило огромный, значительный по своей наполненности виток, пройдя его этнографические, а затем и поэтические стадии, вышло на философский уровень его осмысления.
Как и свойственно национальному характеру, земля воспринимается безграничной, просторной, широкой, где человек ощущает её царственное величие и – свою органичность с этой средой.
Присутствие человека отражено в избражении картин труда (сбор урожая) в наполненном пульсе жизни одноэтажных построек. Набатом памяти звучат картины, написанные на исторические темы, на сюжеты эпоса. Непередаваемо трогательны работы, посвященные теме детства, материнства….. И, наконец, в жанре портрета, взыскующем жанре, очевиден живой неврв: перед нами всегда личность, человек незаурядный, деятельный, думающий.
Путь, пройденный несколькими поколениями мастеров – это творческий поиск формы, выражающей пластическую мысль художника. Хронологический подбор имен художников (живописцев, графиков, скульпторов) помогает наметить и проследить этот поиск формы, своей авторской манеры, средств выразительности и, наконец, своего узнаваемого почерка.
В книгу вошли произведения и тех художников, творчество которых не вызывало широкого резонанса при жизни, в той степени, в которой оно заслуживает, соразмерно их таланту.
Следующее поколение художников, очевидно, продолжит поиски своих предшественников в этом направлении и попытается углубить представление о народном характере и истории народа, и осмыслить явления современности. А сегодня мы предлагаем вам, уважаемые пользователи сайта, ближе познакомиться с творчеством художников Казахстана, настоящих больших мастеров изобразительного искусства, с их шедеврами, вошедшими в золотой фонд национального искусства республики.