"Я ходил напролом. Я не слыл недотрогой"

Если я заболею,
к врачам обращаться не стану,
Обращаюсь к друзьям
(не сочтите, что это в бреду):
постелите мне степь,
занавесьте мне окна туманом,
в изголовье поставьте
ночную звезду…

Совсем недавно я помнила всего два стихотворения Смелякова – благодаря Гайдаю («Девочка Лида») и Визбору («Если я заболею»).  Возвращение к поэту случилось, когда на полке в библиотеке нашла «Постоянство» – солидный чёрный том небольшого формата. Впечатление было странное. Казалось, книгу писали два разных стихотворца. Первый: талантливый советский бытописатель, мастерски рифмующий всё на свете. И второй: фантастический лирик, писавший так, что при чтении приостанавливается дыхание. В стихи я влюбилась с первого прочтения, «все его слова» были сказаны как будто за меня и обо мне. Кем же он был, поэт Ярослав Смеляков, соединивший в себе, казалось бы, несоединимое: тончайший аристократизм, личное отчаяние и казённый оптимизм?

Дадим слово самому Смелякову:

...И я за те мои удачи,

что были мне не по плечу,

сомкнувши зубы, не заплачу,

а снова молча заплачу.

Ярослав Смеляков — человек со сложной судьбой. Поэт, которому в 2018 году исполнилось бы 105 лет, прожил недолгую жизнь, насыщенную и подлинным драматизмом, и высотами признания. Как многие таланты ХХ века, и Ярослав Васильевич хлебнул из чаши сталинских лагерей, в основном по доносам. Судьба поэта в советскую пору кажется теперь выдумкой из фантастического романа. Будучи коммунистом, сидел в лагерях четыре раза, три года провел в финском плену. В поэзии своей воспевал и коммунизм, и любовь. Любовь - много удачнее.

 Отдел литературы по искусству предлагает обратиться к поэзии Ярослава Васильевича Смелякова и помянуть его чтением пронзительных стихов.

Ротнова И. И., руководитель отдела литературы по искусству