Уроки прекрасного

 1 сентября для многих из нас является не  только началом  осени, но и  Днем Знаний, началом  учебного года. Для меня последний школьный звонок прозвенел 30 лет назад, а для внучки все только начинается. Очень хочется, чтобы ей повезло с учителями, которые не только научат ее чтению, письму и счету, но и помогут понять, что такое  Добро, Любовь, Дружба  и Милосердие. Много раз в своей жизни я задавала себе вопросы «Кто такой учитель? В чем его миссия?»

Почему некоторых учителей мы помним до конца своих дней, а про иных забываем, лишь  переступив  школьный порог? Думаю, что большинство из тех, кого мы помним, были и остаются необыкновенными людьми. Вспоминая таких учителей, спустя годы, в голове возникают образы не школы вообще, а образ конкретных людей внутри школы, давших тебе знания, доброту, навыки работы  в коллективе, путёвку в жизнь. И только становясь взрослым, начинаешь понимать всю сложность  и многогранность этой профессии.

Можно бесконечно дискутировать на тему  «Каким должен быть настоявший  учитель», но, несомненно, одно: учитель - это, с одной стороны, такой же человек, как многие на Земле, но, с другой стороны, это творец, вдохновитель идей, создатель детских судеб, капитан детского коллектива, а поэтому необыкновенный человек.

Вот о таком необыкновенном человеке, я и хочу сегодня рассказать.

Людмила Дмитриевна Макарова  появилась в жизни 5 класса «Д» СШ№ 2 пгт Шахан  1 сентября 1983 года. Но надо немного рассказать о нашем классе, или о тех, кто в нем учился. Классное руководство над « бедовым» 5 «Д» не хотел брать ни один из учителей нашей школы, в нашем классе учился весь «цвет» с окраин поселка, как бы сейчас выразились, дети из  неблагополучных семей. Дисциплина была ужасной, о хорошей успеваемости  и речи не шло. Конечно, были в нашем классе и хорошисты, и отличники, но очень немного,  на нас все махнули рукой. Появление Людмилы Дмитриевны в нашем классе было принято в штыки,мы, юные бунтари всячески бойкотировали ее, не выполняли ее заданий, и прогуливали ее уроки. Но она не сдавалась. По прошествии многих лет, я поняла, что только ее любовь к нам, к своему предмету, ее жизнелюбие, помогло нам сохранить теплые, доверительные отношения до сих пор.

Людмила Дмитриевна была учителем русского языка и литературы. Что это были за уроки!!! Как она рассказывала! На ее уроках, хрестоматийный Пушкин становился живым, порой ветреным, простым, доступным. А как она читала Маяковского!! От нее, уже в старших классах, мы узнали о Булгакове, Мандельштаме, Цветаевой. Но самое главное, что она дала нам-  это вера в себя, уверенность в своих силах, возможность  совершать поступки и нести за них ответственность. Вспоминается случай, когда Людмила Дмитриевна отменила вечер к 8 марта, который мы готовили несколько недель, из-за того, что наши мальчишки, забравшись в школьную столовую, разгромили там буквально все. То есть, в своих действиях она была очень последовательна и принципиальна. Сама заядлая спортсменка и туристка, она решила после окончания учебного года взять наш класс в поход на Нуру. Ее отговаривали все-от технички до директора, но поход состоялся. Она могла найти ключик к каждому ребенку в классе, заботилась, как о родных детях. Она действительно  была не только классным руководителем, она была ПервоКлассным руководителем и человеком с большой буквы. Внеклассная работа была на высоте, мы ездили на экскурсии в Караганду, Алматы, посещали театры, выставки, организовали  школьный театр, КВН, литературные вечера. Ее энергия была неиссякаема. В большей мере, благодаря Людмиле Дмитриевне я  определилась с выбором ВУЗа и профессии. Работая в школе не первый год, имея определенный опыт, я часто, мысленно обращалась к ней, размышляя, понравилось бы ей то, чем я занимаюсь, и как я это делаю. Мы неоднократно встречались и после учебы  Так , на 25-летие окончания школы, Людмила Дмитриевна пришла в качестве гостя, и сказала  много теплых,  хороших слов о каждом присутствующем.

Людмила Дмитриевна уже на пенсии, но она нисколько не постарела, потому, что ее живой любознательный ум по-прежнему в активном поиске всего интересного, прекрасного, она любит людей, животных, смену времён года, хорошие книги, музыку, кино и пр..

Не раз думала и о том, что чувствуют учителя, отработавшие много лет на благо детей,  уходя из школы?

Одиночество? Пустоту? Невозможность улыбнуться в ответ ученику? Не думаю, что это так. Мне кажется, что учитель, прощаясь со школой, чувствует гордость за тех, кому он помог в жизни.

 «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян»,-говорил Д.И. Менделеев, и у меня нет повода усомниться в этом.

                                                                           Маторина О.Б.,
                                                                           библиотекарь отдела краеведения