Если с ребенком трудно…

Вопрос детского непослушания возникает практически в каждой семье. Ваш ребенок вас не слушает: не хочет одеваться, наотрез отказывается мыть руки, швыряет игрушки и злится, не хочет возвращаться домой с прогулки, облизывает поручни в автобусе… и тогда вашему терпению приходит конец.

Детское непослушание не является трагедией – это всего-навсего необходимость родителей и остального близкого окружения помочь ребенку в определении хороших поступков и дурных, а также обратить внимание на собственные действия.  И очень важно знать, как себя правильно вести, чтобы не испортить отношения с ребенком, но и в тоже время решить проблему.

В первую очередь родителям необходимо выявить причины непослушания, проанализировав поступки малыша и свою реакцию на них. Причин детского непослушания множество, причём в каждом возрасте они свои и  не забывайте об основных  кризисных периодах 1 год, 3 года, 5, 7 лет, 10 — 12 лет (начало переходного возраста). В эти периоды происходит существенные изменения в детской личности и способностях ребёнка. Меняется и психика, и поведение.

Но одна из главных причин кроется в нас, взрослых. Психологи уверены: изменив собственное поведение по отношению к малышу, мы сможем избежать различных проблем в его воспитании и избежать многочисленных конфликтов.

  1. Сократите число запретов. Чем чаще ребенок слышит «нельзя», тем меньше он придает ему значение. В этом случае незамедлительно снизится количество наказаний.
  2. Не решайте проблему криком, попробуйте успокоиться и делать замечания спокойным тоном.
  3. Если ваше чадо не слушает по причине увлечённости, попробуйте привлечь его внимание не криками, а, напротив, шёпотом, мимикой или жестикуляцией. Собеседнику волей-неволей придётся прислушаться.
  4. Не озвучивайте по много раз свои требования. Сначала просто предупредите, чтобы ребёнок прекратил баловаться, затем следует дисциплинарная мера. А уже после наказания объясняется причина столь строгих мер.
  5. Постарайтесь не употреблять в речи частицу «НЕ». Этот совет основан на мнении, что дети не воспринимают отрицательную частицу, буквально принимая просьбу в качестве руководства к действию.
  6. Если дети истерят, нет нужды в этот момент взывать к их разуму. Успокойтесь сами, ещё раз подтвердите своё требование, не повышая голос. Это больше проходит в 8, 9 лет, а с детьми раннего возраста сработает отвлекающий манёвр.
  7. Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, перенести ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать портрет врага. Вы увидите, как быстро он успокоится.
  8. Будьте всегда для ребенка примером:  последовательны в поступках, требованиях и обещаниях. Также заручитесь поддержкой супруга и бабушек. Согласованность не позволит дезориентировать ребёнка, у которого не будет причины вести себя вызывающе.
  9. Старайтесь уделять общению с детьми больше времени. Причём важно не количество минут, а качество взаимодействия.
  10. Хвалите ребенка, но искренне. Дети, как и взрослые, хотят, чтобы их любили, уважали и признавали. Замечайте и хвалите ребенка за его поступки, выборы, решения, это позволит вам не потерять его доверие.

И самое важное - пусть ваш ребенок всегда чувствует, что вы любите, цените, принимаете его таким, каким он есть, понимаете его проблемы. Не стесняетесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он знает, что очень дорог вам.

Мы предлагаем список книг, которые станут лучшими помощниками в вашем нелегком труде - воспитании детей.

Полезная литература для родителей:

  • Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - [Б. м.] : Смысл, 2005. - 512 с.
  • Гиппенрейтер, Ю. Б.  Что делать, чтобы дети... [Текст] : вопросы и ответы / Ю. Б. Гиппенрейтер ; худож. Т. Гамзина-Бахтий. - Москва : АСТ, 2017. - 179 с. : ил.
  • Глик, В.  Я люблю тебя, маленький засранец! Как не сойти с ума и стать отличной мамой [Текст] = The tao of poop : популярное издание / В. Глик ; пер. с англ. Е. Корнева. - Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 148 с.
  • Дольто, Ф.  На стороне ребенка [Текст] / Ф. Дольто. - 3-е изд. - Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2015. - 716 с.
  • Закрепкина, А. В.    Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству [Текст] : методическое пособие / А. В. Закрепкина. - М. : Дрофа, 2007. - 141 с.
  • Кравцова, А.   Непослушные детки или Как научиться понимать своего ребенка [Текст] / А. Кравцова. - М. : Эксмо, 2008. - 224 с.
  • Луговская, А.  Праздник непослушания. Что такое детские капризы и как с ними бороться [Текст] / А. Луговская, О. Шевнина. - М. : Эксмо, 2007. - 224 с.
  • Маховская, О. И.  100 ошибок воспитания, которых легко избежать [Текст] : [издание для досуга] : [12+] / О. И. Маховская. - Москва : Э, 2017. - 282 с. : ил.
  • Петрановская, Л. В.   Большая книга про вас и вашего ребенка [Текст] : научно-популярное издание : [12+] / Л. В. Петрановская. - Москва : АСТ, 2018. - 431 с. : рис.
  • Сатья дас  Нескучная детская психология. Как общаться с ребенком, чтобы он вас и слушался, и слышал [Текст] : [издание для досуга] : [12+] / дас Сатья . - Москва : АСТ, 2018. - 240 с.
  • Фабер, А.  Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили [Текст] : [издание для досуга] / А. Фабер, Э. Мазлиш ; пер. с англ. А. Завельской. - М. : Эксмо, 2014. - 330 с. : ил.

Познакомиться с этими и другими изданиями Вы можете в нашей библиотеке.

Руководитель Сектора ИСО, Ельцова И.А.