Серия «100 великих» - море информации и полет воображения

Справка из Википедии

«100 великих» - самая известная серия от издательства "Вече". С 1998 выпущено более 380 наименований, – это грандиозная галерея истории в лицах, событиях, шедеврах культуры.удачно соединяющая в себе информационную насыщенность и доступную форму изложения. Книги серии «100 великих» уже давно стали незаменимым подспорьем для школьников и студентов. Но помимо полезной учебной информации «100 великих» — это еще и увлекательное чтение, захватывающее не менее, чем остросюжетный детектив.

Авторы этой отличной идеи популяризации научных и творческих достижений человечества, привлекли к работе талантливых историков искусства, сумевших совместить подачу справочной информации с тонкой, подчас романтической её тональностью. Вся библиотечка этой серии условно сгруппирована по блокам: «Коллекция тайн и загадок», «Коллекция всемирного наследия», «Историческая коллекция», «Военная коллекция», «Коллекция выдающихся людей», «Коллекция мастеров культуры» и «Коллекция рекордов».

Из 112 сборников этой замечательной серии книг, которые есть в фонде нашей библиотеки, я не стала бы останавливаться на нескольких, посвященных футболу, семейным парам, и, может быть, великим казням. Мне это не интересно. А все остальные трудно даже разделить на «очереди» - что я читала бы в первую очередь, а что попозже... Из того, что занимало еще в детстве, отбираю «Замки», «Дворцы», «Храмы», конечно, «Сокровища» и «Клады». Перелистала и понимаю, что читать, скорее всего, не стану. Потому, что в моем воображаемом списке есть «100 великих» загадок истории, феноменов, мифов и легенд, мыслителей, картин. Эта «очередь» столь же увлекательна, как бесконечна!

Начну с последней: Н. А. Ионина, «100 великих картин» (2001г.). Интересно, как автор отбирала картины для этого сборника, ведь в каждом периоде истории живописи (а расположение материала в каждом сборнике хронологическое) нашлось бы немало «конкурентов».

Автор сборника нас предупреждает: «Великие полотна всегда являются зеркалом времени, в какую бы сложную аллегорическую форму ни облекал их художник; ...не каждая картина понятна зрителю с первого взгляда; ... художник воскрешает минувшее в его целом, изображает его как живую действительность; ...изображение на полотне должно дышать такой «подлинностью», которая заставила бы зрителя поверить, что перед ним не выдумка художника, а наше родное прошлое, которое подчас становится и нашим настоящим». И в этом огромном коридоре Истории живописи, я к счастью, нахожу знакомые и даже любимые произведения: картины эпохи Возрождения, работы художников эпохи классицизма (мой любимый Б. Мурильо, «Мадонна с чётками» - прекрасная, нежная, святая). А вот и «Шоколадница» Ж.-Э. Лиотара (пастель, 1745г.) «Живописец королей и красивых женщин» писал картины, репродуцированные на протяжении двух столетий миллионными тиражами. Они покоряли с первого появления перед зрителями, они вызывают умиротворение и сегодня.

Вспоминается ошеломляющее чувство нереальности происходящего, когда, войдя в затейливо декорированные залы нашего Музея изобразительных искусств, пригласившего зрителей на «Ночь в музее», мы увидели живые скульптуры, в том числе «Шоколадницу» Лиотара. Девочка-студентка колледжа искусств, одетая точно, как модель на картине Лиотара, опустив взор, застыла, повторив позу очаровательной служанки. Наша «Шоколадница», пройдя сквозь века, со скульптурной точностью простояла так в течение двух часов, пока шла программа вечера. Она приковывала взгляды, не возможно было не восхититься. Всем браво!

С удовольствием читаю в эссе об этом шедевре Лиотара: «Она избражена так, что привораживает к себе большинство зрителей, посещающих знаменитую галерею в Дрездене. Впечатление складывается такое, что модель будто не позирует художнику, а проходит перед зрителем мелкими шажками, заботливо и осторожно неся поднос. «Шоколадница» отличается законченностью в каждой детали, к которой постоянно стремился Лиотар».

А дальше «Портрет М. И. Лопухиной» В. Боровиковского, «Кружевница» В. Тропинина,  знакомые с детства «Грачи прилетели» А. Саврасова и «Девятый вал» Айвазовского, и «Бурлаки» И. Репина,  и «Московский дворик» В. Поленова… И импрессионисты, и живопись ХХ века. Не стоит перечислять весь ряд произведений зарубежной и русской классики - он известен. Замечательно другое: каждая из ста картин  в прекрасных очень персонифицированных эссе акцентирует наше внимание и на сюжете, и на средствах выразительности и на личности каждого мастера. Это неоценимое качество такого издания. Обращаясь к нему со справочной целью, читатель рискует погрузиться в эпохи, стили, жанры и судьбы.

Вы обращали внимание, что ребенок, художник от рождения, рисует все свои картины (рисунки, конечно), без рамок, то есть они ему не нужны, так как мир, который он познает, безбрежен, хотя юный художник об этом не догадывается. Так и зритель, по такому же закону «обратного волшебства» (спасибо Т. Устиновой), впитывая произведение, влияющее на его сознание, «проникает» в его пространство, обживает его со всеми предлагаемыми обстоятельствами.

Недавно в рассылках от режиссера Филиппа Стерка его команда заставила сбежать одного из ангелов с картины П. П. Рубенса «Праздник Венеры» (очевидно, копия). «Взорвав» раму вполне сюжетной, многофигурной картины, озорникпутешествует по залу в аэропорту Брюсселя! Классный эффект присутствия, когда ограничивающие рамки мешают воображению«войти» или «выйти»из полотна. Очень здорово!

Очень хотелось полистать книгу, которой, к сожалению, нет в нашем фонде: Ионина Н.А. «100 великих музеев мира» (2011г.). Этот сборник - эссе действительно будит воображение, и я в мечтах и с надеждой «походить» по залам музеев, о которых только читала, хотела бы  познакомиться и с перечнем музеев, и, конечно содержанием отдельных эссе.

Из числа этих «ста», в первую очередь меня интересовали бы Государственная Третьяковская галерея (о ней много читала), Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина, Эрмитаж (у дверей и атлантов постояла - внутрь не пускали в связи с реставрацией в первых залах)… А еще Дрезденская и Лондонская национальные галереи. И очень важный вопрос: есть ли в сборнике  Музей имени Абылхана Кастеева, –  наша гордость, – изобразительная история страны, одушевленное повествование о прошлом и настоящем, о людях и делах, о красоте и духовности…

Даже не мечтаю увидеть вживую в Лувре портрет Моны Лизы. Говорят, около неё нельзя задерживаться надолго, так сильно её воздействие на зрителя. Да простят меня все искусствоведы мира и ценители живописи за святотатство. Репродукцию картины великого Леонардо я помню в деталях, и впечатление стало хрестоматийным.  А совсем недавно я в который раз увидела – тоже репродукцию – «Вдову солдата» Сейтмахана Калмаханова.(Холст, масло. 1975г.) Её образ живет в моей душе с тех пор, когда я познакомилась с ней в нашем Выставочном зале. Экспозиция была посвящена 30-летию Великой Победы. Судьба Вдовы, её состояние, в котором она не может говорить со зрителем, потрясают. Здесь рамки портрета тоже исчезли…

Кстати, в одной из публикаций о Третьяковке мне запомнился рассказ об интересном посетителе: вероятно, он москвич, пожилой человек. Он приходил в музей каждый день и надолго задерживался у какой-либо одной картины, словно вступал с ней в диалог. Смотрители заинтересовались систематичностью и его выбором картин. Он пояснил, что, имея возможность приходить часто, он впитывает каждый шедевр вдумчиво, не смешивая впечатления – в день по одному произведению. Было бы интересно с ним побеседовать…

Перечень всех «Ста великих» обещает настоящий пир, так много всех и всего в этой справочно-популяризаторской серии! Сейчас у меня на очереди «заповедники и парки», «загадки», «мистические тайны» и «рекорды в мире растений». И, пожалуй, поищу самый необычный католический собор Саграда Фамилия (Церковь Святого Семейства) в Барселоне архитектора Антонио Гауди: прочитала о нем у Дэна Брауна в «Происхождении». Очень увлекательно! Впрочем, то время и те воображаемые обстоятельства, в которых герои романа сражаются с темными силами, сегодня уже не совсем надуманные, а близкие к нашей невероятной реальности!

Карпунина Л. С., библиограф Отдела информационно-библиографического обеспечения