Образованное поколение или Творчество как осознанная необходимость

Искусство – это второй, особый язык, на котором о многих важнейших и глубочайших вещах можно рассказать лучше и понятнее, чем на обыкновенном языке. Эта фраза в середине прошлого века была сформулирована выдающимся театральным художником и режиссером Николаем Акимовым. Занимаясь «синтетическим» искусством, Н.П. Акимов вкладывал в эту многозначительную мысль скрытые взаимосвязи.

Музыка и живопись, графика и фотография, кино и литература, театр, скульптура и вновь музыка средствами выразительности – присущими каждому виду творчества – превращают в магический сплав эмоционально воспринимаемый мир искусства. И этот сплав способен подвигнуть человека, - особенно молодого человека! – на созидательную деятельность.

Это свойство каждого отдельно взятого вида искусства усиливается, когда зритель какого-либо фильма, спектакля, воспринимая зрительный (изобразительный) ряд, в сознании накладывает сюжет на звучащую музыкальную тему. И если зритель в зале подготовлен к просмотру фильма (спектакля) и знаком с документальной, исторической канвой, впитывая все составляющие этого произведения, в такой ситуации он будет способен анализировать и эмоционально верно воспринимать фильм как произведение искусства и погружаться в ожившую историческую панораму. К слову, эффект такого «сплава» очень усиливается и в выставочных залах, когда во время просмотра экспозиции звучит правильно подобранный музыкальный фон.

Представим: мы в кинозале. Экран вовлекает нас в игру: в кадре появляется настольная игра, - коробка с надписью: «Полигон». Открывается крышка, из коробки достают солдатиков, машинки, вагончики. Вот взрывом сметает строения, людей, дома… Ставятся новые солдатики, новый взрыв… И так далее… до тех пор, пока не иссякнет терпение у игроков и у нас, наблюдателей. Проходит немного времени, и мы, наблюдающие за этим, вроде бы несерьезным, придуманным действом, начинаем понимать, что все, что происходит на игровом столе – может стать или УЖЕ ПРОИСХОДИЛО В РЕАЛЬНОСТИ. Уже был настоящий смертоносный полигон, были вполне живые, настоящие «солдатики», взрывы и жертвы, - не только погибшие в момент взрыва. Но и гибнущие по сей день от его последствий. А затем приходит знание: это происходило в жизни нашей страны, нашего народа, и счастье, что сегодня об этом можно говорить в прошедшем времени. И это осо-знание усиливается присутствием в документальных кадрах Президента страны Н.А. Назарбаева, высоких военных чинов, участников движения «Невада - Семипалатинск» с лидером движения Олжасом Сулейменовым, простых жителей окрестных поселков, а потом бьют по сознанию могилы безвинно погибших от взрывов, от радиации … Сегодня зрителям предоставлена возможность посмотреть политический триллер «Полигон». И как подчеркнул в интервью «Казахстанской правде» режиссер-постановщик фильма Ахат Ибраев, «эта история ещё не закончена» (Казахстанская правда, 2021, 21 января, с.6).

Предвидя серьезные и даже необратимые разрушительные процессы, происходящие с многими молодыми умами, «проходящими» дистанционное обучение, неспособное ничему научить, в болезненном поиске выхода из создавшегося положения, лучшие педагоги страны, деятели культуры и искусства создали кейс «Ұлағатты ұрпақ» – «Образованное поколение», успешность которого определяют цифры: с начала учебного года этот проект собрал около полутора миллионов просмотров.. («Казахстанская правда», 2020, 22 декабря, с. 7).

Видеоуроки проводят педагоги Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова, казахского национального университета искусств, республиканских музыкальных школ, сотрудники «Казахконцерта», театров «Астана Опера» и «Астана Балет», Казахского государственного академического театра драмы им. М. Ауэзова, специалисты государственного Музея искусств им. А. Кастеева, Государственного академического театра танца под руководством Б. Аюханова, «Казахфильма» им. Ш. Айманова, Государственного Центра поддержки национального кино, Национального музея РК, научно- исследовательского центра «Сакральный Казахстан» и государственных музеев-заповедников страны. Важно, что с экрана и за кадром звучат совсем не кафедральные голоса выдающихся мастеров своего дела. Многие творческие коллективы и учебные заведения из разных городов страны также готовы принять участие в этом культурно-образовательном проекте.

На самом деле, это практические подходы к STEM-образованию: здесь сплавлены в единое целое образовательная и электронная технологии, предназначенная для объединения науки и технологии, инженерии и психологии, которые являются жизненно важными для понимания законов мира. Сегодня актуальны и принципы STEАM – это же самое, только в сочетании с тонко воздействующим Арт - искусством.

Все в мире взаимосвязано. Не существует явлений, оторванных о сложной картины мира. Факультатив «Ұлағатты ұрпақ» – «Образованное поколение», разрабатывая темы и наполнение программных видеоуроков, учитывая силу воздействия искусства, раздвигает границы темы, предлагая учащимся, да и всем увлеченным зрителям короткие, но очень емкие и эмоционально наполненные сюжеты. Примеров и тем таких уроков – бесконечное множество. Одна из важнейших тем – День благодарности. В каждой семье депортированных народов разных национальностей есть своя «казахская история» - история спасения людей, оказавшихся в чистом поле, в голой степи – на выживание. И отмечаемый всем народом Казахстана День благодарности – это глубокая проекция и рана в истории страны, в которой сфокусированы тысячи и тысячи судеб.

В программы возможных видеоэкскурсий целесообразно было бы включить и посещение Национального центра рукописей и редких книг, ведь этот фонд – исток достоверных сведений об истории Отечества, и часто эта правда была ценой жизни лучших сынов Родины. (Иржанов М. Здесь живут «преданья старины глубокой» – «Казахстанская правда», 2021, 26 февраля, с.13).

Историческая ретроспектива в биографиях великих людей; казахский лирико-героический эпос в литературном, театральном и кинопрочтении; археологические памятники страны, дающие пищу для изучения кочевой цивилизации; географические параллели и меридианы страны, подводящие к знаниям не только географии и экономики Казахстана, но и к изучению сакральных мест… Виды джайляу от разговора о быте, укладе жизни народа подведут к новым ракурсам – от природных ресурсов, флоры и фауны страны – к этнотуризму и даже к народной фармакологии… Периодическая печать сегодня освещает множество путей решения важнейшей проблемы спасения озер Арал, Алаколь, Караколь, заботы о чистоте городов, здорового образа жизни (а здесь и вопросы развития массового спорта и создание дворовых площадок), развития инфраструктуры экономики, промышленных и сельскохозяйственных объектов, Эти и множество других тем видеоуроков, сопровождая учебные программы от начальных до выпускных классов школы, предоставляя дифференцированную информацию, уже с успехом идут на культурно-образовательном факультативном портале. По мнению специалистов, педагогов и психологов, «этот проект способен стать национальным достоянием»: мотивирующее видео и уникальность материала в мастерском исполнении – гарантия длительного успеха.

Важнейшую проблему нечтения с начала года пытается решать Государственный академический театр для детей и юношества им. Н. Сац, проводя в Instagram просветительскую программу «Книжный свет» для детей и их мало читающих родителей.

И это особенно необходимо сегодня, когда новое поколение, рискуя вырасти поколением больше потребителей, чем созидателей, привычно пользуется готовой файловой, чаще клиповой информацией. Скользя по поверхности, не докапываясь «до самой сути», проживая все годы обучения в современной образовательной структуре, оно часто проходит мимо главных формирующих личность постулатов: труда, упорства и увлечения. И, «признавая значение современных цифровых технологий, которые обеспечивают нас информацией и способами её обработки, мы должны развивать в молодом поколении способность к более целостному анализу, пониманию себя и окружающего мира (Аймагамбетов Е. «Образование и конкурентоспособность нации в XXI веке». – Казахстанская правда. – 2021.- 15 февраля. - с.6).

Как с этим не согласиться?!

 

Ps.  На днях меня поразила в общем не удивительная статистика: в 2020 году жители планеты провели в Интернете 1,3 млрд лет, но и совсем не удивило, что еще 3,2 млрд. человек пока не имеют доступа к Сети. Так, может, знания, которые закладываются в сознание детей в таких слаборазвитых странах, более прочные, чем у наших, якобы «продвинутых»? Но как тогда совместить это сомнение с точкой зрения Джона Дьюи: «Если мы будем сегодня учить наших детей так же, как и вчера, то мы украдем их завтрашний день»? Пока – одни вопросы…

 

Карпунина Л. С., библиограф отдела информационно-библиографического обеспечения