В первое воскресенье октября отмечается профессиональный праздник – День учителя. В школах традиционно проходят торжественные собрания, награждают тех педагогов, которые самоотверженно трудятся на благо школы и учеников, и конечно же, кроме цветов, учителя получают от своих учеников слова благодарности. Потому, что учитель-это не только наставник, но и зачастую друг ребенка, направляющий его, порой защищающий, человек, который формирует характер ученика, его привычки, и, разглядев в маленьком человеке какой-либо талант, развивает его, позволяя ученику добиться высоких результатов.
В этом году, слова благодарности будут особенно «горячими», ведь в условиях карантина нашим педагогам пришлось осваивать такую непростую методику преподавания, как «Дистанционное обучение». Многие из родителей, теряли рассудок и терпение, делая уроки с родным ребенком и о том, что испытывал педагог, обучающий одновременно 30 и более детей, приходиться лишь догадываться…
Спасибо Вам, дорогие, за ваш труд, за терпение, за любовь к профессии и к ученикам. В школе не бывает случайных людей, в школу идут работать лишь по призванию или зову сердца
Но сегодня мне бы хотелось бы произнести слова благодарности тем учителям которые « иных уж нет, и те далече» - первым учителям Царскосельского лицея, из стен которого вышли такие выдающиеся люди, как поэт А. Дельвиг, декабристы Вильгельм Кюхельбекер и Иван Пущин, полярный исследователь Федор Матюшкин, глава русского общеполитического ведомства Александр Горчаков, и наконец - «Солнце русской поэзии» и «Наше все» Александр Сергеевич Пушкин.
Кем же были эти люди, задачей которых было воспитать из «недорослей» будущий цвет русской политики, дипломатии, науки, поэзии. Как удалось им, мальчиков из разных семей, сдружить, сплотить в некое братство, которое сохраниться на долгие годы, а 19 октября, День открытия Лицея, состоявшиеся в 1811 году, стало днем ежегодной встречи лицеистов.
Список учителей Лицея в Царском селе довольно обширен: Кайданов Иван Кузьмич преподавал в Лицее историю, географию и статистику, Адъюнкт-профессор физических и математических наук Яков Иванович Карцов преподавал в Лицее арифметику, алгебру, геометрию, физику, черчение, Учить лицеистов рисованию был призван Сергей Гаврилович Чириков. Он преподавал не только изящные искусства, но и исполнял обязанности гувернера. Именно эти учителя сформировали Пушкина, как личность.
Но особое спасибо за развитие поэтического таланта Александра Сергеевича Пушкина, мне бы хотелось сказать Николаю Федоровичу Кошанскому.
Он был одним из самых молодых педагогов Лицея. В Лицее он преподавал русскую словесность и латинский язык. На момент открытия Лицея ему было всего тридцать лет, но он к тому времени уже многого добился. Он закончил с золотой медалью философский факультет Московского университета, имел докторское звание. Был автором целого ряда филологических работ. Кошанский побуждал лицеистов к творчеству, сам сочинял и переводил стихи. Он старался привить им вкус к прекрасному, показывая образцы из классических произведений древности. На его уроках лицеисты слушали рассказы и проводили анализ произведений авторов, современников лицеистов—Державина, Карамзина, Дмитриева, Жуковского. После окончания А.С.Пушкиным Лицея, Кошанский разбирал с учениками стихи молодого поэта.
Безусловно, Пушкин был гением,, но случился бы его стремительный творческий взлет, если бы рядом не было Кошанского… как знать.… Мне кажется, что в жизни каждого человека на ранних этапах его становления, очень необходим учитель, который не будет указывать куда идти, а будет лишь направлять и поддерживать.
Библиотекарь отдела краеведческой литературы Маторина Ольга Борисовна