Эмоция – в переводе с латинского – психическое переживание, душевное волнение (гнев, страх, радость и т.п.), возникающее у человека или животного в результате воздействия на него внешних и внутренних раздражителей
«Человек начинается с детства», – сказал замечательный детский классик Сергей Михалков. Конечно, это резюме дедушки и отца семейства звучит обобщением психологического опыта ученых и таких же родителей и дедов миллионов малышей.
Думаю, многим из нас приходилось наблюдать, а то и принимать участие в конструировании всяких детских чудес вроде шагающего экскаватора, киборга или в строительстве домов из кубиков или других подручных средств. И видеть реакцию маленького мастера, когда всё придуманное получилось, или наоборот, замок на песке оказался непрочным, экскаватор не шагает, а от киборга нечего ждать – непонятно что и вообще на себя не похож! Вспомните, как выглядели эти две реакции на два прямо противоположных результата фантазий, труда, надежд. Могли быть крики «Ура!» или широкая улыбка от уха до уха! Или… истерика, уныние оттого, что «всё зря!» и крики «Это ты виноват, я так старался!»
Когда маленький человек становится повзрослевшим школьником, затем студентом такие крики звучат громче и действуют как цунами.
В контексте сегодняшней драматически развивающейся картины образования – от старшей группы детского сада до вузовской магистратуры - напрашивается размышление о том, что происходило с нашим ребенком во времена его игр в песочнице или с конструктором. Ведь уже тогда с некоторыми погрешностями можно было предвидеть, как этот малыш пойдет к намеченной цели. Пойдет с вариантами: если эту цель он выбрал и определил для себя сам – и (или) если эта цель ему навязана или предложена кем-то, к кому он прислушался или был вынужден её принять как задачу на ближайшие годы жизни. Главная проблема этого важнейшего пути – прохождение от поставленной задачи (от поступления в учебное заведение до диплома об успешном его окончании) – и до полновесного успешного профессионального пути с чувством гармоничного решения очень многих нешуточных проблем…
И вот об этих ухабах или подводных течениях и рифах в течении совсем уже взрослой реки жизни хорошо было бы первый раз задуматься во время детских побед или истерик нашего ребенка ещё в песочнице. Именно тогда, помогая настроить его на то, что не всё получается сразу, – а если ты всё придумал и хорошо продумал, то нужно постараться, поучиться, и всё обязательно получится. На победу нужно работать!
Сегодня о процессах и результативности системы образования можно слышать только крики негодования родителей (особенно трудно многодетным семьям, где двое и больше учеников), стоны учителей по поводу… впрочем, поводов – не продохнуть! И в ответ, с желанием обуздать страсти, звучат рассуждения чиновников о недостаточных мощностях, технологическом несовершенстве и компьютеров и сетевых программ и т.д.
Но даже если представить, что с этой стороны все идеально, учись-не хочу! – то прогноз эффективности современного образования будет парадоксально неутешительным. Потому что еще вчера нашего ребенка не научили очень важным, жизнеобразующим вещам. Часто не зная, чем он хочет заниматься, чему он хочет посвятить свою жизнь, он еще не знает, что в большинстве случаев к поставленной им (или кем-то за него) цели нужно идти, имея несгибаемый внутренний стержень, воспитывая характер, умея держать самые разные удары судьбы. Психологи называют это психоэмоциональным формирование личности. А такое формирование возможно только в руках искусных скульпторов души - и начинать нужно с песочницы! Скульптором такого направления может быть по статусу кто угодно. Задумываясь об этом, предполагаю, что начинать лепку характера нужно бы в семье, а подхватывать методику (технологию) может даже нянечка в детском саду, авторитетный школьный учитель, куратор научной работы в вузе, мастер в колледже. И по моим представлениям, в этом – не менее важная печаль: не каждый педагог – Учитель, хотя одна из главных заповедей педагога – научить маленького человека думать, анализировать и принимать взвешенное решение, чтобы в важном Деле Жизни идти вперед.
К таким размышлениям меня привели суждения Еркары Балкараевича Аймагамбетова, ректора Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза, выстроенные им в интервью газете «Литер»(2019, 24 дек., с.4). На вопрос журналиста А. Балакешовой, какие принципы сегодня можно считать основополагающими в обучении, он говорит: «Всё больше специалистов приходят к мнению, что в основе обучения детей в век беспрецедентных перемен должны быть такие навыки, как критическое мышление, способность к сотрудничеству, креативность, развитое эмоциональное и экологическое мышление. Только опираясь на такие навыки, наши дети смогут стать достойными перед вызовами двадцать первого столетия, быть способными не только к обновлению технологий, но и к обновлению самих себя». И добавляет: «…в эпоху, которую характеризуют небывалая в прошлом изменчивость, человек должен обладать внутренней целостностью и эмоциональной устойчивостью даже в большей степени, чем это требовалось в более стабильные эпохи».
Каюсь, это интервью меня поразило в самое сердце только сейчас, когда в условиях пандемии стали рушиться традиции в системе образования, а педагогическая беспомощность, помноженная на неспособность 90% ребят, школьников и студентов, продуктивно учиться, самостоятельно анализируя - и проверяя! – информацию из Интернета, эта беспомощность вводит в ступор… Мысли Е. Б. Аймагамбетова созвучны слова ученого, военного историка Ю. Н. Харари: «В таком мире ученикам от учителей меньше всего нужна информация. Они и так ею перегружены. Люди нуждаются в умении понимать информацию, отличать важное от несущественного, а главное – соединять разрозненные фрагменты информации в целостную картину мира».
И сегодня, как век тому назад, призывно звучат слова: «Учитель, научи ученика, чтоб было, у кого потом учиться». Хочется сделать акцент и на слове «потом», потому, что это «потом» наступает семимильными шагами, и можно многое не спеть – ни научить, ни научиться. Ни снова научить… В жизни всё идет по кругу, всё – бумеранг.
И ещё: «Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно чтобы он учился охотно» (Лев Николаевич Толстой.).
Карпунина Л. С., библиограф отдела информационно-библиографического обеспечения