В последние годы в казахстанских и не только, традиционных и электронных СМИ, особенно государственных, постоянно говорится об «определенном снижении интереса к чтению». Я бы так осторожно не выражалась, мне кажется, что впору говорить о катастрофическом снижении интереса к художественному слову, как печатному, так и электронному.
Общество и государство бъет тревогу по этому поводу и предпринимают шаги, чтобы исправить ситуацию, а она характеризируется сегодня такими словами как кризис читательской культуры или критический предел пренебрежения чтением. Именно пренебрежение к книге и чтению-вот сегмент культурного портрета значительной части населения и как следствие низкий уровень общекультурной компетентности.
Об этом говорят все социологические исследования последних лет. К сожалению, в нашей стране не проводятся такие исследования, поэтому приведу некоторые данные из российских исследований:
• Утрачиваются традиции семейного чтения: в 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня – только в 7%.
• Растет невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения – выбор профессиональной, художественной, массовой литературы свидетельствует об их упрощении даже в интеллектуальной среде.
• Возрастают сугубо развлекательная составляющая чтения и стремление людей (в особенности младших поколений) свести к минимуму затраты интеллектуальных усилий при чтении.
• Утрачиваются ценностные ориентиры в литературной культуре: нет авторитетных лиц, инициирующих моду на чтение качественной литературы.
• В обществе нарастают – даже на уровнях управления и «интеллектуальной элиты» – представления и мнения о том, что роль книги, библиотек в обществе уменьшается в сравнении с Интернетом и вообще сойдет на нет при полном развитии его возможностей.
Не думаю, что ситуация в Казахстане отличается от российских реалий. Как говорят исследователи культурных процессов в обществе, такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации, без чтения немыслима интеграция личности в культуру. И самое главное, чтение это самый мощный механизм поддержания и приумножения богатства родного языка. От уровня культурной компетентности граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны.
Снижение интереса к чтению – это сегодня общемировая тенденция и во многих странах предпринимаются активные попытки этому противодействовать, исходя из понимания роли чтения для развития любой страны. Во многих странах принимаются национальные программы чтения.
Действительно, чтение – основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего. Все остальные каналы (телевидение, радио, интернет, социальные сети, повседневное общение) несут более поверхностную, часто сиюминутную информацию. Сегодня же человек, которого уже называют «потребителем информации», не нуждается в достоверной письменной информации, он вполне удовлетворяется тем, что ему предоставляет интернет, все свои знания он черпает оттуда. И такими людьми легко манипулировать. Об этом говорит опыт зарубежных стран, где деструктивные элементы влияли на сознание и действия людей через социальные сети.
Сегодня общество сознает, что главная задача заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть в ранг активных читателей многочисленные группы сравнительно образованных работающих граждан, которые определяют настоящее Казахстана, закладывают основы его будущего и которые по разным причинам почти перестали читать за последние 20 лет. Иными словами, необходимо создать в стране условия для массовой интенсификации процессов чтения, повышения качества и разнообразия прочитываемой литературы во всех областях знаний, обмена мнениями о прочитанном, для роста престижности чтения и книги как культурной ценности.
Хотелось бы здесь привести слова Олжаса Сулейменова, который сказал, что «современная культура без книги – она неполноценна. Задача каждого образованного человека – способствовать её культу. В 21 веке терять книгу было бы недостойно».
В Казахстане также по опыту других стран предпринимаются определенные шаги по изменению ситуацию в положительную сторону и не только на уровне библиотек и образовательных учреждений. Если в 2006г. инициатива Национальной библиотеки РК по созданию и реализации программы «Читающий Казахстан» не получила должной государственной поддержки, то сегодня о проблемах библиотек и чтения прямо говорят уже на уровне Президента страны и депутатов Сената Парламента РК. В своем выступлении на четвертом заседании Национального совета общественного согласия (22.10.2020г.) К.-Ж.Токаев отметил «…привитие высокой культуры чтения, развитие читательской грамотности должно стать одним из приоритетных направлений образовательного процесса в казахстанских школах. Интерес к чтению, познанию окружающего мира через книги должен формироваться у детей со школьной скамьи, а библиотеки должны быть местом сосредоточения такого интереса, проводником в увлекательный мир книг». Глава государства полагает, что отечественные библиотеки должны соответствовать современным реалиям, при этом, не теряя своей просветительской роли.
Незадолго до выступления Главы государства группой депутатов Сената Парламента РК в адрес Премьер-министра Республики Казахстан был направлен депутатский запрос о состоянии библиотек Казахстана (Индустриальная Караганда.-2020.-15 октября) о библиотечном фонде страны и его цифровизации. В первую очередь депутаты просят рассмотреть разработку проекта Закона «О библиотечном деле». Исходят они из понимания, что продвижение чтения и книги - это суть работы библиотек.
Понимая проблему чтения вообще, а детского в частности, Министерство образования РК в конце 2020года запустило проект «Читающая школа-читающая нация». Основная мысль проекта - «чтение является важнейшим фактором развития образования, воспитания и повышения культуры наших детей». В поддержку Министерства образования РК выступила Национальная академическая библиотека РК, которая предложила объявить 2021год «Годом детского чтения».
Имея в виду, все проблемы, стоящие перед властными структурами и обществом, необходимость принятия программ чтения безусловна. Другое дело, чтобы эта программа была не набором декларативных идей, а имела практическое воплощение.
Пак В.И. ученый секретарь