Поэзия публицистики

Вспомнился школьный урок литературы. Светлой памяти Елена Ивановна бросила в класс вопрос: какое произведение взял бы с собой каждый из нас, отправляясь в межпланетное путешествие, чтобы рассказать обитателям иных миров о планете Земля, о её людях, их многогранном бытовании. Кажется, в то время мы читали «Войну и мир» Л. Н. Толстого. И уж там, у героев Толстого было всё, во всей полноте русского быта, простого и философски сложного, с трудом и праздностью, с мирным неспешным проживанием дней и непередаваемой поэтикой будней, разбивающейся о войну. И судьбы, судьбы... Вот кого нужно брать в космические дали! Спасибо Елене Ивановне! Мы прочувствовали невероятную художественную палитру Толстого. …Но за окном заканчивались 60-е уже двадцатого века, и за полтора столетия История перемолола миллионы непридуманных жизней, судеб – и страшных и прекрасных. Происходили революции и новые войны, совершались фантастические научные открытия.Уже полетел в космос Гагарин, пока еще не взяв с собой важнейшую Книгу о Земле!

Но простой и почти наивный вопрос моей учительницы иногда выплывает: а правда, что из прочитанного, яркого, вспоминающегося навскидку, может рассказать о жизни,показать её в бесконечном течении, в её неоднозначности? Иначе – что как временной срез, расскажет о нас, вчерашних и сегодняшних?.. Приходит понимание, что это, скорее, не художественное произведение, во всяком случае, не вымысел. Это, со всей очевидностью, было бы документальное, поэтическое, или драматическое полотно, написанное на подлинной исторической основе. И также очевидно, что это под силу публицистике, способной проявлять, показывать выпукло, выразительными черты Времени, делать выводы и ставить их на суд общественного мнения. Видеть и формулировать проблемы и предлагать возможные пути их решения. Показывать, иногда поэтизируя, портрет Личности, одной из многих, и возвышать её до идеала. Впрочем, и многие поэтические строки, помогающие навести порядок в нашем сознании, акцентировать ценностные ориентиры (что такое хорошо и что такое плохо) – публицистичны. То есть, обращены к общественному сознанию, как и было всегда в мировой литературной традиции со времен древних греков, басен Лафонтена или И.А. Крылова, сценических произведений, гражданской поэзии прогрессивно настроенной интеллигенции – все равно – русской, французской, испанской… 

Проникаясь лирикой поэтов и прозаиков казахстанцев, конечно, чувствую их восприятие пульса времени, его народную философию, его мелодию. Так много страной прожито и пережито на предельной, «космической» скорости!

Запомнилось, как со мной «заговорил» Джубан Мулдагалиев: «Трудами добиваясь прав / На новые труды и цели, / Мы ураган за буйный нрав / Не заклеймили, а воспели».  Но ураган времени не затмевает перед ним красоты родной земли, и льются слова признания: «Ой, степь ты степь моя в цветах и травах! / С чем, степь, тебя сравнит счастливый сын? / Какое имя даст тебе по праву, / Тебе, достойной многих именин?». Уже этот внутренний монолог,обращенный к Родине, адресованный и нам, – публицистичен!

А как умеет слышать время – и заставляет слушать себя Олжас Сулейменов, личность невероятная в своей мощной энергии, стремлении все знать о корнях народной истории, этнографии, языка – жизни тюркского мира! И в этом стремлении объединивший все миротворческие силы людей со всех концов земли! И все его творчество – и поэзия и проза – гражданственно, публицистично, обращено к нашему сознанию, пока оно, сознание, еще не совсем трансформировалось в аморфное нечто. Слово Олжаса работает на экологию мировоззрения.

К сознанию современников  обращаются и АнуарАлимжанов, Ильяс Есенберлин, Морис Симашко, считая Казахстан «зеркалом мира со всеми проблемами и надеждами», но имеющим недооцененный народный потенциал. Абдижамил Нурпеисов, остро чувствующий очевидный диссонанс во взаимовлиянии молодого человека и общества, обращаясь к современникам, говорит о недостаточной причастности к вековым традициям своего народа, к собственному прошлому, в очень многих случаях – слабое знание родного языка.

Время изменяет живописное полотно уже нашей, сегодняшней жизни. И если попытаться определить жанр историко-литературных путешествий то это, конечно «поэтическая публицистика»: портрет истории страны, пережившей голод и военный и послевоенный немыслимый труд. Страны, объединившей под своим крылом многонациональную семью народов, решающей современные проблемысовременными же средствами. Технологии неузнаваемо изменили портрет эпохи, государства. Интересное историческое полотно предлагает нам сегодня «Казахстанская правда», в течение года перелистывая страницы 30-летнего строительства Независимого Казахстана. Нас ведет Время-экскурсовод по не виртуальному Архиву Независимости, талантливо «переворачивая» страницы документов. Разные авторы выступают в роли гида: Раушан Шулембаева, Екатерина Бескорсая, Елена Брусиловская, Лилия Сыздыкова, Асель Муканова, Игорь Прохоров, Анастасия Шварц, Лаура Тусупбекова и другие. Они узнаваемы и по стилистической индивидуальности, и по темам публикаций, и по их ненавязчивой лирике. Калейдоскоп ракурсов Независимости объединен одной идеей – продемонстрировать современникам масштаб достижений, о которых поэт сказал «лицом к лицу – лица не увидать, большое видится на расстоянии»: «Ключевые ценности общества», «Единый народ Казахстана», «Место, где бьется сердце Родины», «Баллада гор и степей», «Рубежи добрососедства и мира», «Как зеницу ока», «Верность выбранному пути»… Эти хроникальные повествования со сдержанным пафосом рассказывают нам о пережитом страной восхождении к намеченным рубежам. Вот подлинная историческая публицистика, в которой все акценты говорят о настоящей, не наносной системе ценностей! И в ней звучит поэзия Времени!

Публицистика, размышляя о важнейших вопросах, актуальных в ХХ1 веке для наших современников служит очевидно главному: воспитанию в человеческом сознании гражданственности, понимания, что жить по совести – единственный путь к гармонии с миром и самим собой.

И гипотетическая Книга, которую было бы необходимо взять в космическое путешествие с просветительской миссией, была бы похожа на публицистический сборник «Хроника Независимости». Не сомневаюсь, такое издание ждет успех!

 

Л.С. Карпунина, библиограф отдела информационно-библиографического обеспечения ОУНБ им. Н. В. Гоголя.