Яркая жемчужина казахской драматургии

К 125-летию со дня рождения М.Ауэзова и 105-летию  первой постановки  пьесы «Енлик-Кебек».

Имя  классика казахской литературы дорого всем казахстанцам, его наследие вошло в сокровищницу мировой литературы, 100 –летие М.Ауэзова в 1997 году отмечалось  под эгидой ЮНЕСКО.  2022 год  отмечен двумя датами, связанными с личностью и творчеством писателя:28 сентября мы отметим  его 125-летний юбилей и 7 июня исполнится 105 лет со дня первой постановки  пьесы «Енлик-Кебек».

С постановкой пьесы  «Енлик-Кебек» связано становление театра в казахской степи, причем в степи- в прямом смысле. Первый  любительский спектакль «Енлик-Кебек» был поставлен 105 лет назад в местности Ойкудук (ныне Абайский район Восточно-Казахстанской области). Об этом напоминает каменная плита с надписью: “Казахский сценический занавес впервые был открыт здесь, в Ойкудуке, 7 июня 1917 года пьесой “Енлик-Кебек”.  Связано это событие было  с радостным событием в семье Абая. Вторая жена Абая Айгерим выдавала замуж внучку Аклию. Молодой  Мухтар Ауэзов сделал новобрачным необычный подарок – поставил пьесу о влюбленных.

Сам писатель впоследствии вспоминал:  «Мы составили две большие юрты вместе, вынули на стыке кереге, получилась большая арка, ее затянули пологом, получился театральный занавес. Стали думать, где устроить суфлерскую будку. Кто-то предложил суфлера спрятать в сундук. Я знал пьесу наизусть, и все решили, что из меня получится хороший суфлер. Сундук не был особенно большой. Но мне было 19 лет, я был тонкий, гибкий. Впрочем, полез я в сундук совершенно напрасно. Как я ни надрывался, артисты меня не слышали, а возможно, и не хотели слушать. Однако спектакль не провалился. За пять дней репетиций я сумел внушить каждому исполнителю, что от него требуется. И легенду, и содержание пьесы артисты знали хорошо. Спасло искусство импровизации, распространенное в нашем народе». Позже писатель написал, что «Для меня этот первый спектакль, сыгранный в юрте, имел большое значение. Я почувствовал, что пьесу можно обогатить яркими репликами, рожденными в процессе игры артистами-любителями».

На первом представлении присутствовало более ста человек. Входные билеты, несмотря на дороговизну (цена-50 копеек) разошлись  мгновенно. Собранные деньги были направлены голодающим в Кульдже казахам. Слух  о постановке пьесы прошел по  всей казахской степи, ее стали ставить любительские кружки, а затем и профессиональные театры.

Позже на основе этого сюжета М. Ауэзов создал пьесу  уже по канонам драматургического мастерства.

С пьесой «Енлик-Кебек»  связано несколько интересных фактов   творческой биографии  М.Ауэзова:

  • Артистами в первой  постановке  стали сыновья и внуки Абая, а также родственники и друзья  молодого Ауэзова.
  • На роль Енлик не смогли найти девушку и роль сыграл Ахмет Ауэзов, дядя Мухтара и его ровесник. Для большей достоверности ему подвязали косу, сплетенную из хвоста знаменитого в урочище скакуна
  • С постановки пьесы в 1926 году в Кзыл-Орде , тогдашней столицы Казахстана,  началась история  национального драматического театра.
  • Трагедия «Енлик-Кебек» стала пробой пера будущего классика, который   стал основоположником казахской драматургии.
  • Первое  печатное  издание пьесы «Енлик-Кебек»  в 1922 г.  вышло  отдельной книгой в Оренбурге.
  • Третий вариант пьесы ставился на сцене Казахского театра драмы в 1957 году и получил высокую оценку на Декаде казахской литературы и искусства в Москве в 1958 году.
  • Впервые в советское время  пьеса была опубликована в сборнике «Пьесы драматургов Казахстана» в 1958г.
  • Драма М.Ауэзова  легла в основу либретто оперы Г.Жубановой «Енлик-Кебек», написанной  в 1975г. и поставленной на сцене Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая. Одним из  первых постановщиков был народный артист СССР, лауреат  Государственной премии СССР Азербайжан Мамбетов,  главные партии  в первой постановке исполнили Бибигуль Тулегенова, Хорлан Калиламбекова, Ермек Серкебаев и др.

Несмотря на солидный  «возраст» пьеса  и сегодня не сходит со сцены и входит в репертуар многих известных театральных коллективов.

 В Караганде   последняя постановка пьесы состоялась на сцене Карагандинского  областного  казахского  драматического театра им.С.Сейфуллина в октябре 2019г., режиссером выступил известный актер Сламбек Жумагали, художником –постановщиком стал Улан Несипбай.

Долгая жизнь трагедии М.Ауэзова еще раз подтверждает, что вечные сюжеты о любви  и разлуке всегда актуальны и  близки  сердцам и   душам  современников.

   

                                                     Пак В.И., ученый секретарь