К 125-летию со дня рождения М.Ауэзова и 105-летию первой постановки пьесы «Енлик-Кебек».
Имя классика казахской литературы дорого всем казахстанцам, его наследие вошло в сокровищницу мировой литературы, 100 –летие М.Ауэзова в 1997 году отмечалось под эгидой ЮНЕСКО. 2022 год отмечен двумя датами, связанными с личностью и творчеством писателя:28 сентября мы отметим его 125-летний юбилей и 7 июня исполнится 105 лет со дня первой постановки пьесы «Енлик-Кебек».
С постановкой пьесы «Енлик-Кебек» связано становление театра в казахской степи, причем в степи- в прямом смысле. Первый любительский спектакль «Енлик-Кебек» был поставлен 105 лет назад в местности Ойкудук (ныне Абайский район Восточно-Казахстанской области). Об этом напоминает каменная плита с надписью: “Казахский сценический занавес впервые был открыт здесь, в Ойкудуке, 7 июня 1917 года пьесой “Енлик-Кебек”. Связано это событие было с радостным событием в семье Абая. Вторая жена Абая Айгерим выдавала замуж внучку Аклию. Молодой Мухтар Ауэзов сделал новобрачным необычный подарок – поставил пьесу о влюбленных.
Сам писатель впоследствии вспоминал: «Мы составили две большие юрты вместе, вынули на стыке кереге, получилась большая арка, ее затянули пологом, получился театральный занавес. Стали думать, где устроить суфлерскую будку. Кто-то предложил суфлера спрятать в сундук. Я знал пьесу наизусть, и все решили, что из меня получится хороший суфлер. Сундук не был особенно большой. Но мне было 19 лет, я был тонкий, гибкий. Впрочем, полез я в сундук совершенно напрасно. Как я ни надрывался, артисты меня не слышали, а возможно, и не хотели слушать. Однако спектакль не провалился. За пять дней репетиций я сумел внушить каждому исполнителю, что от него требуется. И легенду, и содержание пьесы артисты знали хорошо. Спасло искусство импровизации, распространенное в нашем народе». Позже писатель написал, что «Для меня этот первый спектакль, сыгранный в юрте, имел большое значение. Я почувствовал, что пьесу можно обогатить яркими репликами, рожденными в процессе игры артистами-любителями».
На первом представлении присутствовало более ста человек. Входные билеты, несмотря на дороговизну (цена-50 копеек) разошлись мгновенно. Собранные деньги были направлены голодающим в Кульдже казахам. Слух о постановке пьесы прошел по всей казахской степи, ее стали ставить любительские кружки, а затем и профессиональные театры.
Позже на основе этого сюжета М. Ауэзов создал пьесу уже по канонам драматургического мастерства.
С пьесой «Енлик-Кебек» связано несколько интересных фактов творческой биографии М.Ауэзова:
- Артистами в первой постановке стали сыновья и внуки Абая, а также родственники и друзья молодого Ауэзова.
- На роль Енлик не смогли найти девушку и роль сыграл Ахмет Ауэзов, дядя Мухтара и его ровесник. Для большей достоверности ему подвязали косу, сплетенную из хвоста знаменитого в урочище скакуна
- С постановки пьесы в 1926 году в Кзыл-Орде , тогдашней столицы Казахстана, началась история национального драматического театра.
- Трагедия «Енлик-Кебек» стала пробой пера будущего классика, который стал основоположником казахской драматургии.
- Первое печатное издание пьесы «Енлик-Кебек» в 1922 г. вышло отдельной книгой в Оренбурге.
- Третий вариант пьесы ставился на сцене Казахского театра драмы в 1957 году и получил высокую оценку на Декаде казахской литературы и искусства в Москве в 1958 году.
- Впервые в советское время пьеса была опубликована в сборнике «Пьесы драматургов Казахстана» в 1958г.
- Драма М.Ауэзова легла в основу либретто оперы Г.Жубановой «Енлик-Кебек», написанной в 1975г. и поставленной на сцене Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая. Одним из первых постановщиков был народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР Азербайжан Мамбетов, главные партии в первой постановке исполнили Бибигуль Тулегенова, Хорлан Калиламбекова, Ермек Серкебаев и др.
Несмотря на солидный «возраст» пьеса и сегодня не сходит со сцены и входит в репертуар многих известных театральных коллективов.
В Караганде последняя постановка пьесы состоялась на сцене Карагандинского областного казахского драматического театра им.С.Сейфуллина в октябре 2019г., режиссером выступил известный актер Сламбек Жумагали, художником –постановщиком стал Улан Несипбай.
Долгая жизнь трагедии М.Ауэзова еще раз подтверждает, что вечные сюжеты о любви и разлуке всегда актуальны и близки сердцам и душам современников.
Пак В.И., ученый секретарь