Многие выдающиеся мыслители сходятся в убеждении, что талант требует знаний и усердия. А это значит, что одаренность не является terra incognita. Напротив, талант есть удел многих, если не всех. Но нужно знать, как развивать в себе скрытые способности. Какие советы на этот счет можно найти в книгах? Давайте узнаем!
Гениальность – загадка человеческой натуры – в разные эпохи интересовала многие пытливые умы. Платон утверждал, что человек получает советы от своего даймона или гения, который всюду сопровождает своего подопечного. В Средние века все явления, в том числе одаренность, получали свое объяснение в свете религиозного мировоззрения. В Новое время причины таких феноменов ученые начинают искать в самом человеке. Одна из ранних в психологии попыток объяснить сущность гениальности принадлежит Чезаре Ломброзо. Его бессмертная работа «Гениальность и помешательство» дает широкую картину всего того, что не вписывается в рамки общепризнанного. Выводы ученого довольно мрачные – между актом вдохновения и припадком исследователь обнаруживает много общего.
В наше время на эту «проблему» смотрят более прагматично. Нестандартность мышления, некая «чертовщинка» в человеке – главный ресурс прогресса человечества. В алматинском издании вышла книга казахстанских ученых мужей В. Глушко и А. Старцева «Школа гениальности: учебное пособие по эвристике». Эвристика и есть та самая нестандартность мышления, о которой мы говорим. В своей монографии авторы дают полный анализ творческой деятельности, описывают различные приемы и дают рекомендации относительно того, где можно их использовать.
Следующая книга поможет Вам самостоятельно определить уровень некоторых способностей. Книга называется «Диагностика интеллекта», однако содержит в себе методики диагностики мышления, памяти, внимания, артистических наклонностей и других специальных способностей. Предлагаемые задания будут интересны людям разного возраста и даже могут быть использованы в качестве игр в компании друзей.
Периодически в печати появляются издания, посвященные узким направлениям прикладной психологии. К ним можно отнести:
- Андреев, О. Техника развития внимания / О. Андреев. – М. : АСТ, 2007. – 312 с.
- Бьюзен, Т. Суперинтеллект / Т. Бьюзен, пер. Ю. Андреев. – Минск : Попурри, 2007. – 400 с.
- Грэйс, Н. Приемы развития памяти, внимания и речи / Н. Грэйс. – СПб. : Питер, 2007. – 192 с.
- Грюнинг, Х. Лучшие техники скорочтения, развития памяти и внимания : как усвоить большой объем знаний : учимся без стресса и лишних усилий / Х. Грюнинг. – М. : АСТ, 2012. – 192 с.
- Лорейн, Г. Суперпамять / Г. Лорейн. – М. : Эксмо, 2005. – 384 с.
И все же зачем человеку развивать в себе все эти способности? В современном обществе наличие развитого мышления, внимательности, памяти, многих других умений и навыков определяет, на сколько человек успешен. Книга Б. Трейси «Достижение максимума : 12 принципов» доказывает, что успешная личность – это человек многостороннеразвитый.
Лебедов О., отдел читальных залов