Имидж профессии библиотекаря

Понятие "имидж", которое в переводе с английского обозначает "создание образа", сегодня прочно вошло в употребление в различных cферах жизни общества. Но словосочетание "имидж библиотекаря" для многих из нас по-прежнему звучит непривычно.

Считается, что имидж - атрибут публичных людей. Тем более это должно относиться к представителям библиотечной профессии. Кто, как не библиотекари, ежедневно общается с большим количеством людей? Смело можно говорить о том, что они - публичные люди.

Исторически сложилось так, что библиотекарь всегда оставался как бы в тени своего дела. Такие понятия, как "скромный", "тихий", стали неотъемлемыми, сопутствующими нашей профессии. Но не слишком ли мы увлеклись своей незаметной ролью? И что удивительно - библиотекари не всегда пытались сломать данное представление о себе.

Но шло время. Происходили изменения в обществе, в т.ч. и в библиотечной сфере. Постепенно менялось и отношение людей к библиотечной профессии. Библиотекари выходят на международный уровень, общаются с коллегами из разных стран, и, как следствие, приходит понимание места своей профессии в мире. Возникает потребность взглянуть на себя со стороны, встает проблема имиджа библиотечной профессии.

Проблема имиджа библиотеки и библиотекаря изучается в ряде стран. Общим в этих исследованиях является вывод о том, что самопортрет так же важен, если не более, чем мнение читателей. Так, в исследовании австралийских библиотекарей отмечено, что библиотекари должны учиться смотреть вокруг себя и находить позитивные, работающие на будущее, полезные и состоятельные точки зрения, формирующиеся в обществе относительно их имиджа.

Главная задача имиджа – показать, на ряду с компетентностью, вашу готовность к общению, создать образ доброго советчика. Наш имидж в глазах других создается поведением, речью, обликом и профессионализмом. И чем гармоничнее все составляющие, тем более цельным оказывается впечатление. Да, народная мудрость утверждает, что скромность украшает человека. Но она украшает именно человека, а не профессию.

Сегодня ситуация такова: все признают возрастающую роль библиотеки в расширяющемся информационном пространстве, но развитию библиотечного дела, по-прежнему, уделяется недостаточное внимание. Решение этой проблемы связано в том числе с подготовкой кадров. Общественное мнение оказывает огромное влияние на выбор профессии, поэтому сегодня необходима не просто корректировка общественного мнения, а создание нового позитивного восприятия профессии библиотекаря, и решение этого вопроса должно беспокоить не только коллег-теоретиков, но и нас - библиотекарей. Потому что именно мы, порой неосознанно, положительно или отрицательно влияем на популярность нашей профессии.

В современном информационном обществе библиотекари имеют возможность повысить имидж своей профессии как распространителей информации и информационных консультантов. И в этом свою роль должна сыграть реклама. Библиотекари должны быть "приметными" в обществе, если это в интересах дела, осознать и уметь доказать, что они знают об информации больше, чем кто-либо другой. При всем этом главной задачей должно остаться качественное обслуживание пользователей. Читатели судят о библиотеке, прежде всего, по ее сотрудникам, с которыми они соприкасаются по работе. Знания, умения, навыки, целевые установки работников библиотек являются теми факторами, от которых зависит успешное функционирование библиотеки, качество предоставляемой информации.

Новые технологии создания электронных информационных продуктов, потенциал и потребности Интернет-пространства демонстрируют необходимость профессиональной «миграции» библиотекарей в новые сферы деятельности, расширение, а не сужение поля деятельности.

Таким образом, имидж библиотекаря, да и вообще профессионала, складывается из целого ряда качеств. А главное условие – их гармоничное сочетание.

Уважаемые читатели, ниже Вы можете написать, что Вы думаете об имидже сотрудников нашей библиотеки. 

 

Еділбай Айнұр, отдел развития библиотек