На моём пути на работу, в пешем маршруте, появился симпатичный пятачок – скамья в окружении садовых ромашек, «золотого шара», роскошных лиловых сентябринок. Скамья не могла не привлечь внимание своей конструкцией: к ней была задумана большая вместительная двухъярусная книжная полка, по торцу которой – ненавязчивое пояснение: Буккроссинг. Эти полки – непосредственные родственники сейчас уже международного движения – книгообмена
При всём благородстве и остроумии замысла (не нужна больше книга, или, наоборот, важна и интересна по сути – передай из рук в руки, поделись ею и, соответственно, впечатлениями) – в моем сознании библиотекаря встает букет из вопросов: кто и почему выносит книги из домашнего обиталища на улицу… И этот букет вопросов-ответов уже давно не радует… К нам в библиотеку много лет приносят книги – сумками, коробками, баулами, чтобы не выбрасывать на помойку…
На днях на скамейке-буккроссинге вместе с «Фразеологическим словарем увидела книгу-сверстницу: Примаковский А. П. «Культура чтения и методы работы с книгой» (М. Учпедгиз, 1951г.). Конечно, я не оставила на полке ни словарь, ни Примаковского. Как же, профессиональный интерес, да и дата выпуска – 1951 год! – книга всего на год старше меня. Пока дошла до работы, попутно грустной вереницей шли размышления: Некто хранил, а когда-то, безусловно, пользовался советами: О выборе книг, Использование библиографии и справочных пособий, Методы работы с книгой, Основные методы записывания прочитанного – тезисы, конспекты, рефераты, рецензирование, систематизация записей… И, возможно, этого потенциального коллеги и моего единомышленника уже нет среди нас…
Книгу вынесли – отчего? Уже нет хозяина? В квартире ремонт и «чистят» библиотеку? Или вообще уезжают куда-то, а «старье» не берут? Или вообще избавляются от «старого хлама»? Этот последний вопрос всё норовил стать первопричиной «выноса тела»…
Всё, что произошло и бесповоротно поменяло сознание человека, восприятие того, что сузилось до определения «информация» наводит на безрадостные выводы (не спорю, доморощенные): с исчезновением настоящего, полнокровного, вкусного чтения – книжного, журнального, с шелестом пахнущих типографской красой или пылью веков страниц безнадежно уходит Эмоция. Эта чуткая дама в разные времена, в разных странах и жанрах проявляла сложный характер, значит и взгляд на жизнь, на людей и события, описанные в книге. А потому мы часто проецировали прочитанное в нашу реальность, сравнивали, размышляли… Мы, как и читатели многих, действительно многих веков радовались, гневались, грустили, волновались в ожиданиях того, что обещал нам сюжет…
В силу своего возраста я понимаю, что мой внутренний монолог по пути на работу может быть объяснен косностью старого читателя, то есть старого ума. Но тогда что есть многократно анализированное психологами и библиотековедами «файловое» и «клиповое» мышление как не поворот в эмоциональную глухоту и слепоту. Как операционная система мозг сегодняшнего молодого пользователя информацией подает большие надежды: в любой сфере деятельности способность быстро отслеживать информацию и качественно её использовать – это залог профессионального роста. Но что же наша бедная Душа? Она уже гибнет от голода или совсем скукожится, поглощая электронные консервы!...
Одно слегка обнадеживает, - подумала, поднимаясь по ступенькам и открывая родную дверь, - пока еще есть молодые читатели, которые и сегодня предпочитают живую книгу тексту в устройстве, называемом чудовищным словом «гаджет».
Рs. К слову, когда гениального Стива Джобса спросили, какие носители информации он предпочитает, бумажные или электронные, он, не задумываясь ответил: «Я не ем консервы».
Карпунина Л.С., библиограф отдела ИБО