Возрождение наставничества

На сегодняшний день эта тема является одна из самых актуальных в производственной сфере.  Современному обществу нужны профессионалы во всех сферах, т.е. качественный кадровый состав, который будет помогать государству выходить на более новый этап развития. На мой взгляд, наставничество может играть одну из ключевых ролей в этом.

В советское время наставничество было популярным явлением в производстве, в сфере образования и т.д. В наше время – это редкое явление.

В чем заключается суть наставничества? Наставничество – это отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции, знания, накапливать практический опыт в работе, в профессиональной деятельности.

Наставничество – это неформальный процесс обмен знаниями, социальным опытом и психологическая поддержка, получаемая обучаемым в работе, карьере и профессиональном развитии.

Для чего, вообще, нужно наставничество? Наставничество – это как элемент развития персонала в организациях, в коллективе. Как правило, наставника назначают при приеме на работу нового сотрудника для того, чтобы ускорить его адаптацию, помочь быстрее втянуться в работу коллектива, быстрее обучиться новой работе, успешнее выполнять новые обязанности и быстрее приступить к самостоятельной работе. Хотя в современных условиях, когда приходит новый сотрудник в организацию и его обучают всему и начинают за ним наблюдать какое-то время, его называют стажером, а сам процесс обучения стажировкой. А первые два месяца официальной работы называются испытательным сроком.

Наставничество – это еще и возрождение старой практики на предприятиях…

А каким должен быть наставник?

  1. профессионализм и наличие опыта
  2.  умение учить и передавать знания
  3. лидерство и оказание влияния
  4. ответственность и организованность
  5. интеллект

Что еще важно для наставника?

Наставник должен не только иметь соответствующие навыки, знания или опыт, но и уметь правильно и своевременно донести их до обучаемого сотрудника. Отсюда следует, что далеко не каждый человек способен исполнить роль наставника.

Чтобы стать хорошим наставником, нужно желание делиться знаниями и опытом. Хороший наставник не только должен уметь хорошо говорить, анализируя свои знания и опыт, но и слушать и слышать своего подопечного. Это навыки, а значит, их можно развить. Хороший наставник умеет или учится делать обратную связь.

Наставник – это тот человек с большим опытом, который помогает менее опытному коллеге достичь сложных целей в работе. Например, в школе поможет молодому педагогу разобраться в новой методике преподавания или подготовиться к профессиональному конкурсу, а ребенку – влиться в коллектив или научиться решать уравнения.

Наставник – это человек, который обладает большим, чем у подопечного, опытом в определенной сфере или в жизни в целом, и он готов этим опытом делиться и помогать другому в его развитии.

Чего не должен делать наставник: не относиться к наставляемому как к сопернику или конкуренту, не решать все проблемы наставляемого.

Зачем вообще нужен наставник:

Это мотивация, моральная поддержка. Приобретение опыта наставляемого. Становление личности обучаемого, сильного характера. Погружение в знания, развитие.

Подводя итоги, можно кратко обозначить, что наставничество – это накопленная мудрость сотрудников организации (коллектива) и корпоративная культура (мораль) в одном флаконе.

В современных условиях схема наставничества может выглядеть следующим образом: Наставничество – Адаптация – Обучение – Сопровождение.

Если взять нашу областную библиотеку им. Н.В. Гоголя в качестве примера, то у нас еще сохраняются старые традиции наставничества. На протяжении многих лет всегда работала школа молодого библиотекаря внутри библиотеки, стабильно раз в неделю. Наши сотрудники с большим профессиональным опытом (наставники) обучали молодых специалистов разным навыкам в библиотечной работе, делились своим практическим опытом.

С января  по май 2022 г. в библиотеке проходила учеба для вновь прибывших сотрудников и для тех, у кого еще мало практического опыта. Учеба была очень насыщенной и интересной по содержанию, темы были разные по библиотечной работе от истории нашей библиотеки, фонда библиотеки, комплектования, таблиц ББК и УДК, программы ИРБИС, информационно-библиографической работы, видов книжных выставок, краеведческой деятельности до библиотечного сайта.

В качестве наставников у нас выступили сотрудники с большим стажем и профессиональным опытом, такие как Пак В.И., Хаирова Р.А., Головко С.И., Багзибекова А.Х., Оспанкулова Б.З., Чен А.А., Телпекбаева С.О., Карашова А.К., Ярцева Э.К.  Это большие профессионалы своего дела, у них есть чему поучиться нашим молодым библиотекарям.

Параллельно почти все сотрудники Гоголевки с февраля по май 2022 г. выступали с книжными обзорами на разные темы перед всем коллективом. Это был тоже хороший опыт и практика для выступающих. Не все люди обладают ораторским искусством, но такой опыт раскрепощает людей, дает возможность людям раскрыться. Ведь речь библиотекаря должна быть поставленной, правильной, четкой, т.к. профессия библиотекаря считается публичной, к тому же постоянно ведется работа с аудиторией.

Возрождение наставничества очень нужно молодому поколению (причем в разных сферах), которому нужно набираться опыта и двигаться только вперед!

 

                                                                      Библиотекарь-библиограф Каргабаева Д.Т.