Психологическое благополучие ребенка является одним из самых важных аспектов его развития и успешной адаптации в обществе. В семье и в школе ребенок проводит большую часть своего времени, поэтому именно здесь должна быть создана поддерживающая и благоприятная атмосфера для его эмоционального и психологического развития.
Семья играет ключевую роль в формировании психологического комфорта ребенка. Родители должны быть внимательны к его эмоциональным и психологическим потребностям, создавать доверительные отношения и обеспечивать эмоциональную поддержку.
Важно учитывать индивидуальные особенности ребенка и не сравнивать его с другими детьми. Родители могут помочь ребенку в развитии его самооценки и уверенности в себе, поощрять его интересы и таланты, а также научить его управлять эмоциями.
В наше непростое время большинство родителей занято на работе, их главная цель накормить, обуть, одеть чадо. А как там развивается ребенок, что у него происходит в душе, какие проблемы в школе, со сверстниками и т.д. – все это не всегда остается под контролем родителей. Иногда дети остаются одни наедине со своими проблемами, сами себе предоставлены, сами пытаются решать свои проблемы, но это не всегда приводит к хорошему результату. Очень многое зависит от характера ребенка. Есть открытые дети, которые обо всем говорят родителям, делятся своими планами, проблемами, а есть категория замкнутых детей, которые держат все в себе, не откровенничают с родителями и т.д.
Очень многое зависит, какая атмосфера в семье, родители всегда должны находить время для своих детей, разговаривать с ними, интересоваться их делами как внутри школы, так и за пределами, советовать что-то им, помогать в чем-то. Ребенок должен быть уверен, что его семья – это родной дом, это его опора и защита.
Школа также является важной средой для психологического развития ребенка. Учителя и школьный психолог могут оказывать помощь в поддержке его эмоционального состояния и социальной адаптации. Необходимо создать дружелюбную и безопасную атмосферу в классе, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и где он сможет выразить свои мысли и чувства.
Травля в школе – сложная и тяжелая тема. Многие знают это явление под названием «буллинг». В современных школах более 10% учеников подвергаются буллингу ежедневно. Дети могут быть очень жестоки по отношению к своим сверстникам. Но особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, когда важно самоутвердиться, и зачастую это делается за счет более слабых одноклассников.
Буллингу подвергаются в первую очередь те, кто не может дать отпор, кто слабее физически или не вписывается в общую систему. Это могут быть дети из более бедных семей, имеющие различные особенности в поведении и внешности, закрытые и необщительные, слишком умные или наоборот – дети с более низким интеллектом и др.
Травля может начинаться с психологической агрессии, а дальше перерастать в физический, сексуальный или кибер буллинг. Вариантов, увы, очень много. Буллинг может выражаться в физической агрессии, оскорбительных жестах, коллективном бойкоте, вымогательстве денег или вещей, материальном вредительстве, в обидных и оскорбляющих высказываниях в адрес человека или его близких и многое другое.
Буллинг может продолжаться и за пределами школы, в интернете, где жертве пишут на стену оскорбительные надписи, высылают гадкие картинки или делают обидные мемы. Зачастую, именно кибербуллинг (травля в интернете) приводит детей к суициду, являясь финальной каплей, так как от подобного очень тяжело скрыться. Буллинг как бы пропитывает все сферы жизни ребенка.
Тема буллинга затрагивает не только ребенка – непосредственной жертвы, – но и взрослых вокруг него. В первую очередь это родители и учителя. В такой ситуации взрослые должны объединиться, дать отпор такому явлению в школе, поддержать и защитить детей, подвергшихся травле со стороны своих сверстников или более старших ребят. Здесь надо до конца разбираться и принимать все решительные меры, чтобы в последующем травля больше не повторялась. Психологическая помощь пострадавшему ребенку в данном случае просто необходима!
Психологическая помощь в школе может быть оказана через проведение индивидуальных или групповых консультаций, тренингов по развитию социальных навыков, а также через организацию психологических игр и проектов. Школьный психолог может работать с родителями, учителями и администрацией школы для создания благоприятной психологической среды и разработки индивидуальных планов поддержки для детей, нуждающихся в этом.
Важным аспектом психологической помощи ребенку является также осведомленность и обучение родителей и учителей. Они должны быть готовы распознавать и понимать эмоциональные и психологические потребности детей, а также знать эффективные стратегии для их поддержки.
Таким образом, психологическая помощь ребенку в семье и в школе является неотъемлемой частью его полноценного развития. Создание благоприятной психологической среды, поддержка эмоционального состояния и развитие социальных навыков являются основными задачами родителей и школьных психологов.
Каргабаева Д.Т.
библиотекарь-библиограф